Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Category:

Установка трех датчиков разного типа на акустику

Задача на первый взгляд дикая, но цель преследуется очень простая.

Основная проблема со звукоснимателями - пока их не поставишь, ничего толком не поймешь; не понравилось - иди покупай новый. Причем стоят фирменные датчики немало, особенно те, которые для акустики. Дешевые и приличные магнитные звукосниматели еще можно найти (Artec Vertex, например), а вот с пьезоэлементами и внутренними микрофонами все куда сложнее. Я не знаю ни одной активной пьезы или микрофона дешевле ста долларов, которые звучали бы на уровне Fishman или LR Baggs (хотя, возможно, B-Band можно уложить в этот бюджет). Если у вас что-то есть на примете - расскажите, пожалуйста.

Вообще, технология изготовления пьезоэлементов относительно закрытая. Катушку можно мотать хоть на коленке, а с пьезой такой халявы нет. Характерно, что магнитные звукосниматели в одной Москве делает человек пять, а мастер по пьезоэлементам на всю Россию один - Николай Савинов.

(могу кого-то не знать, извините. Напишите мне, я поправлю текст)

Кроме того, установка датчика на акустику часто сопряжена с вырезанием кусков обечайки, перефрезеровкой паза под косточку и т.д. То есть это более инвазивная процедура, чем перекидывание датчиков на каком-нибудь стратокастере. И никакой стандартизации, принятой всеми производителями, конечно же, нет.

Так что подбор хорошей подзвучки - дело сложное и дорогое. А если с первого раза не угадаешь, будет еще дороже. Не желая окончательно разорять своих покупателей, ребята из замечательного магазина Pedalzoo попросили меня установить на их "тейлор" три звукоснимателя сразу, - чтобы клиенты могли оценить разницу между ними на одной и той же гитаре. Я считаю, что это отличная идея.

Чуть менее отличной идеей является использование тейлора, а не какого-нибудь крафтера или дешевой ямахи. У тейлора все свое - свои пластиковые детали, свой датчик, свой преамп. Большинство систем подзвучки на то же место не поставишь. Плюс тейлор дорогой. Поэтому я не могу просто насверлить три отверстия в обечайке и посадить туда выходы датчиков: нехорошо портить такую гитару. Хотя, конечно, я понимаю желание "педалзу" использовать такой солидный инструмент для демонстрации дорогих датчиков. Но задача из-за этого стала сложнее.

*

Разбираю штатную электрику. Вот и пример нестандартного элемента: эта пластиковая штука объединяет отсек для батарейки и гнездо.



А вот преамп, посаженный на обечайку:



Сверлить лишние отверстия, как я уже докладывал, не стоит. Поэтому для вывода сигнала с трех датчиков будем использовать родной блок с гнездом и батарейкой.



К счастью, он очень легко разбирается, а его печатная плата примитивна.



Тейлор выиграл в надежности и существенно снизил стоимость производства, ставя обычное гнездо вместо т.н. endpin jack, который используется на акустиках обычно. Жаль, что нам это гнездо не подойдет - у стереоджека три контакта, а нам явно нужно больше.



Кстати, а что именно будет на выходе? Можно посчитать. Сигналы трех датчиков как минимум. Еще земля. И еще нам определенно стоит подвести 9 вольт снаружи - да, все преампы штатно питаются от батареек, но для сугубо демонстрационной гитары с кучей потребителей на борту это очень плохое решение.

Получается, что нужно пять контактов. Я собирался поставить стандартный "авиационный" разъем (картинка из интернета):



Оказалось, что это не лучший вариант. Дело даже не в том, что под такой разъем пришлось бы расширять отверстие в пластиковой детальке, а заодно и в нижнем клеце гитары (там отфрезеровано впритык под штатные компоненты). Более важная беда - то, что нам нужна еще и пипка под ремень.

Казалось бы, зачем она на магазинной гитаре? Действительно, большая часть людей спокойно поиграет сидя. Но в условиях магазина может не хватить табуретки на каждого посетителя*, или может прийти чувак, который привык играть стоя и у него локоть не лежит где надо в других положениях*. Или надо быстренько попробовать, как сидит ремень - ремни-то тоже продаются. Или надо будет съездить на выставку с этой гитарой, а там такая суета, что не присядешь*. Звездочками отмечены случаи, которые действительно произошли за пару лет использования гитары. Пипка нужна.

С помощью коллективного разума был найден разъем Mini XLR 5-pin:

К сожалению, панельных разъемов такого типа я не нашел, пришлось везде пользоваться кабельными. Я купил разъемы Rean, почти как на картинке. Внешний диаметр обода - 10,7 мм (чертеж), поэтому он почти пролезает в стандартную гайку эндпин-джека. Понемногу расширяя резьбовое отверстие на ней, можно добиться плотной посадки разъема. Соединить одно с другим можно на клей или на тредлокер.

Этого мне показалось мало (для ремня хочется что-то понадежнее), поэтому я сделал вот такую коронку из еще одной ненужной гайки эндпин-джека:



Закрутив внутрь стандартное гнездо и вращая его изнутри (резьбовая часть гнезда работает как направляющая), я заглубил бортик гайки на пару миллиметров в пластик. Это поможет зафиксировать разъем от сдвигов. Естественно, все тоже сажается на клей. Совсем не стыдно: металлические детали достаточно подогреть, чтобы они отцепились, поэтому с заменой разъема проблем не будет.



Осталось только распаять разъем.



Все, с выходом с гитары разобрались. Идем дальше.



(зачем край втулки некрасиво торчит из гайки? ЗАТЕМ. Да, не особо красиво, зато хорошо заметно, и ни у кого не возникнет соблазна ткнуть обычным джеком в тонкие пины разъема. Оставил так преднамеренно)

Следующая остановка - датчик LR Baggs M1A. Магнитный звукосниматель с усиленным микрофонным эффектом. Отличная штука. Для облегчения конструкции производитель запитал его от батарейки-таблетки (CR2032), которая дает напряжение три вольта. А у нас-то девять.

Что ж, залезем и в него:



Разбирается, к счастью, очень легко.



Внутри надо найти точку, в которую приходит напряжение с батарейки, и через подходящий DC-DC преобразователь подвести к ней провод снаружи. На фото преобразователь справа, между двумя проводами и большой каплей припоя.



Не все преобразователи подходят для такой задачи. Первый, купленный наугад, давал жуткие свистящие помехи, от которых я даже заэкранироваться не смог. Я пошел в профсоюзный чатик и там мне подсказали, что купить. Не помню уже, по каким критериям его подбирали. В общем, консультируйтесь со специалистами. Или просто купите пять разных преобразователей, они дешевые.

Наружу выводится простейший однопиновый разъем. Большего не требуется: земля и выход  с датчика забираются через штатный миниджек чуть ниже.



С магнитным датчиком разобрались. На очереди два преампа - Element и Lyric (датчики у них пьеза и микрофон соответственно). Штатно они монтируются на хвосте у эндпин-джека и после сборки прикрываются специальной втулкой, которая накручивается ему на резьбу. Она защищает печатную плату от повреждения при установке и, конечно, от помех.


Нам джеки не нужны. Поэтому с преампами делается одна и та ж процедура: штатное гнездо выпаивается, ставится перемычка на включение питания (обычно оно подается при вставке джека), а выходной провод выводится в ту же сторону, что и остальные.

При этом втулки теряют контакт с землей (штатно он происходит через резьбу эндпин-джека). Поэтому я в дальнейшем спаял их вместе и вывел от них проводок к общей земле.



Вот вся система, кроме гнезда (которое уже внутри), перед установкой в гитару.



Раздачу питания я сделал через клемму Wago. Не знаю зачем. Электромонтажная привычка :-)



Вот все три органа управления: громкость M1A расположена прямо на его корпусе, громкость и подстройка верхов Lyric - слева, громкость Element - справа.



Таким образом, штатные крутилки тейлора остались незадействованными. Зато очень пригодилась плата, на которой они сидят: именно к ней я прикрепил основной блок из двух преампов и клеммы. Обычными пластиковыми стяжками. Чтобы не гремело, все проложено мягкой полимерной пленкой, конечно же.

Для тестирования системы я собрал вот такую распределительную коробочку:



Внутри все очень просто:



Я отдал ее в "педалзу" вместе с гитарой. Активный лайн-селектор, позволяющий быстро переключать датчики ногой прямо во время игры, делался уже без моего участия.

Со временем про гитару и эти датчики даже сняли замечательное кино:



Система оказалась надежной: гитара служит магазину с осени 2018-го без единой поломки. А отдельно я рад тому, что все использованные компоненты - и гитару, и подзвучку, - можно за полдня вернуть в штатное состояние и не оставить почти никаких следов.

Все мои статьи
Поддержать автора, в смысле денег дать
Профсоюзный чат в телеграме

Tags: акустика, большой красивый пост, звукосниматель, крепление ремня, электрика
Subscribe

Posts from This Journal “электрика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments