Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Человек-металлик

По моим сведениям, человек-металлик — главный злодей московского гитарного ремесла.

Впервые с его деятельностью я познакомился в 2010-м. Саше Шишкину, моему соседу по "Муздетали", принесли классику, — вернуть на место отлетевшую голову.  Оказалось только, что ее уже клеили, причем с большими странностями. Впрочем, лучше сразу показать картинку.

01-P1040466.JPG

Видите серую полосочку по верхней кромке? Это полиэфирная шпатлевка со стекловолокном — плотная твердая масса, часто применямая в кузовном ремонте авто. И она там лежит по всей поверхности, иногда слоем толще миллиметра. Спрашивается, зачем обмазывать этой гадостью место разлома, когда можно просто склеить голову и прибраться, сохранив внешний вид? Ну зачем?.. Неизвестно.

Беда еще и в том, что шпатлевка — серая и мерзкая, а лак на большинстве акустик прозрачный. Обходя это противоречие, человек-металлик и заработал свой титул. Чтобы спрятать следы вмешательства, он обдал гриф глухой рыжей эмалью с искрой!.. Прямо поверх родного прозрачного глянца.

Ладно, идем дальше. Может, хоть гриф склеен нормально? Может быть. Повторная поломка головы плохо говорит о мастере, склеившем ее ранее, только если голова развалилась по склейке. Однако обращает на себя внимание инженерный гений человека-металлика: в качестве усиления склейки применен эпоксидный шкант. Технология впечатляющая — сверлится отверстие через всю голову и заливается смолой:

02-P1040465.JPG

Это отверстие якобы должно усилить склейку. Хотя типичный (как на картинке) разлом головы проходит по такой площади, что там никакого усиления не нужно, тем более — такого. Для маглов объясню: эпоксидка в таком сценарии не обеспечивает особой прочности на разрыв. Скорее всего, гриф более ослаблен отверстием, чем усилен. Чтобы такое работало, надо было вставить в отверстие деревянный шкантик, например. А не заливать его клеем по уши, ну черт возьми!..

***

Конечно, мы с Сашей решили, что это какой-то идиот дома на коленке починил свою гитару, пользуясь тем, что было под рукой. Таких случаев много, треш-картинки из интернета все видали. Например:



Но потом гитары с пятном металлика стали приносить регулярно — раз в год или около того.



Все подряд я не фоткал, зато сохранился характерный фрагмент переписки с Гошей Попеленским, который сейчас со мной работает, а тогда учился у меня заочно — консультировался по интернету и все такое. На дворе начало 2014-го года.






Под слоем металлика на той гитаре тоже обнаружились эпоксидные шканты:



Правда, на этот раз — армированные зубочистками.




К тому моменту я уже знал, как человек-металлик называется в интернете, как его зовут и как он выглядит. Я даже научился узнавать лады, шлифованные им, на вид: вся накладка расцарапана, лады обточены до треугольного профиля и брошены недополированными (справедливости ради, году к 2018-му ситуация изменилась к лучшему: купил, видать, закатник). Не знал я только, и не знаю до сих пор, зачем ему портить гитары. На фасаде-то у него вполне себе бизнес: его баннеры в интернете хвастливо утверждают о 25 тысячах ремонтов в портфолио. Казалось бы, можно уж за много лет разобраться, как клеить головы — это не бином Ньютона, и даже простейшая склейка на тайтбонд без всякой ретуши будет в миллиард раз лучше, чем шпатлевка, блядь, с металликом поверх нее. И проще тоже в миллиард раз.

Я еле удерживаюсь от того, чтобы сорваться на сплошной поток мата. Это полное, чудовищное, вредоносное безумие. Рыжий металлик на гитаре смотрится немногим лучше серой шпатлевки, но — удивительное дело! — даже опытные гитаристы порой проявляют чудеса безразличия и не обращают внимания на инородное пятно с тыльной стороны грифа. Что составляет отдельную загадку этой истории: как клиенты принимают такую работу, не моргнув глазом? Как они это себе объясняют? Под этим постом у меня наверняка будут выпрашивать адрес сайта мудака. А я традиционно отвечу: не соглашайтесь на задувку вашей гитары пятном металлика и все будет хорошо. Независимо от того, как зовут мастера.

Трудно сформулировать суть моих претензий к человеку-металлику. Дело не в дурной столярке и покраске, а в самом подходе. Та же работа, сделанная предельно аккуратно, мне бы тоже не понравилась.

Правильное слово, наверное, "вероломство". Нарушение традиций. Да, мы в России; тут даже Шихово, вроде бы, разбежалось, и учиться гитарному делу очно почти негде. Но гитарное дело от этого не перестает существовать. Вполне вменяемые его проявления даже можно купить в магазине. А человек, мажущий гриф полиэфирной замазкой, ведет себя так, как будто никаких правил не существует, — по морде-то никто не бьет, значит можно — и именно этим мне противен. Как выразился Терехов, "законы, которые мы имеем честь здесь представлять, не перестанут действовать с нашим отсутствием".

Короче говоря, я приобрел привычку истерически хихикать, в очередной раз обнаруживая пятно металлика на голове клиентской гитары.

***

Когда звонят и говорят "голова отлетела, приклеите?" — я отвечаю "да". Я не спрашиваю "а у вас там случайно нет такой странной бордовой искры вокруг разлома? Потому что если есть, возможно, дешевле выкинуть, а возможно, ценник придется увеличить втрое". Слишком редок человек-металлик на фоне потока мастерской, чтобы им пугать всех подряд.

Ну, мне и принесли гитару на склейку головы, а она такая:



Все признаки человека-металлика: собственно металлик, безумная работа с формой (штатно на этом ибанезе нет утолщения под верхним порожком, тем более такого кривого), - и, конечно, убийственный слой полиэфирной шпатлевки:



Миллиметров пять можно насчитать, думаю. Окей, будем чинить и восстанавливать культуру.

Абсолютно любое усиление, обдирка, перекраска и прочие дела начинаются со склейки. Невозможно понять, с чем имеешь дело, пока гриф гитары состоит из двух кусков. Склейка — тот самый тайтбонд без усиления, ничего сложного.

03-P1120689.JPG

Вот теперь можно взять циклю и пощекотать инородное покрытие. Количество слоев неприятно удивляет. Толщина тоже — думаю, миллиметра полтора в некоторых местах:

04-P1120766.JPG

Чтобы за шлифовочным мусором было видно реальное положение дел, можно смочить поверхность спиртом или уайт-спиритом. Вот она, шпатлевочка:

06-P1120769.JPG

И с другой стороны тоже не пожадничали:

05-P1120767.JPG

Ободрав эту область, я пришел к выводу, что чинить там уже нечего. В первую очередь из-за гигантского пятна шпатлевки прямо за старой трещиной, по центру грифа, вышлифовать которое мне не удалось. Да и прочие детали тоже не обрадовали (покажу на другой картинке попозже). Поэтому я решил, что надо просто вырезать пострадавшее место. Магнитами нашел конец анкера, наметил маркером линию распила:
07-P1120771.JPG
(кстати, черным маркером на пористой древесине лучше не писать, еле вывел потом)

 И отпилил — обычной японской ножовкой, никакой магии.

08-P1120772.JPG

Теперь удобнее показать, что именно мне не понравилось:

09-P1120773.jpg

Во-первых, пятна шпатлевки очень глубокие, и если копать до их исчезновения, вся родная геометрия продолбается. Во-вторых, родной шов (тот, который клеил человек-металлик) толстоват и уродлив. Для сравнения: мой шов, уходящий от нижнего края левого пятна, почти не заметен, под лаком его и потерять можно.

Затем я отпилил проблемный кусок от головы:

10-P1120781.JPG

Взял новый брусочек красного дерева, опилил его как полагается, притер все поверхности под склейку торцевым рубанком, да и приклеил:

11-P1120783.JPG

Зажим этой склейки, точнее его отсутствие, может показаться странным. Дело в том, что я клеил голову на классический столярный клей — мездровый. Это тот редкий случай, когда мездра была выбрана не для души и понтов, а для решения конкретной задачи. Потому что никакими струбцинами две поверхности на фото все равно не сжать: расползутся. Можно придумать какой-нибудь фанерный саркофаг вокруг деревяшек, но это долго, не очень надежно, а главное — не нужно: мездровый клей схватывает детали в первую минуту, после чего не ползет и стягивает сам себя. Все это позволяет с минимальным прижимом добиваться очень качественных склеек.

Теперь можно поточнее подровнять новый кусок на ленточной пиле:

12-P1120785.JPG

И приклеить его к грифу — опять без струбцин, руками. Мездра хватает детали так, что голова, при всем ее весе, уже через пару минут после склейки удерживается от падения одним только сырым клеем.

Вообще, это довольно хитрая процедура: если чуть повернуть голову при склейке, вместо красивого грифа получится уродский "пропеллер". Я заранее все обчертил карандашом и сомкнул две детали точно по разметке. Впрочем, мездра допускает разборку, если что.

13-P1120790.JPG

Конечно, голова с двумя такими склейками получится не самая прочная, — как, собственно, и родная. Дело тут не в клее, а в геометрии грифа и направлении волокон. К тому же лицевая сторона головы выглядит ужасно. Поэтому следующий этап — дополнительное усиление головы.

Для этого понадобится снять кусочек накладки. Окантовку вокруг него при этом нужно убрать. Нередко получается ее просто отогнуть в стороны, но тут, увы, пришлось отломать. После того, как кант убран, а паз под первый лад пропилен сквозь всю толщину накладки, можно доставать утюг:

14-P1120791.JPG

Подцепил шпателем и готово:

15-P1120792.JPG

Потом я сходил на ленточную пилу и срезал весь этот бардак:

16-P1120793.JPG

После ленточки поверхность не самая гладкая, поэтому прохожусь еще и рубанком. Тут пришлось использовать все того же Гошу в качестве тисков :-)

17-P1120794.JPG

Потом сделал толстенную (4-5 мм, не помню) пластину из пау ферро — жесткой и красивой тропической древесины.

18-P1120795.JPG

Фотографий склейки у меня нет, но там ничего примечательного: лежит гитара, а на голове у нее пять килограмм струбцин. Поищите в любом мастеровом инстаграме.

Едем дальше. Теперь, когда структура головы в общем создана, можно начать все собирать обратно, притирать боковины на новом куске грифа, а заодно наконец ободрать поганый металлик. Лака там навалено просто невозможное количество:

19-P1120805.JPG

Здесь еще лучше видно: совокупность покрытий ибанеза и человека-металлика заметно толще черного шпона 0,5 мм. Шпон я проложил, чтобы не париться со швами и чтоб красиво было. И прочность дополнительная. И звук.

20-P1120806.JPG

Я совершенно задолбался все это обдирать. Даже пытался феном отогреть лак (мездра прекрасно держит нагрев и боится его только в сочетании с влагой, поэтому склейкам ничто не угрожало).

21-P1120809.JPG

В конце концов сдался и пошел за шлифмашиной с самой злой наждачкой, которая нашлась. Постепенно уменьшая зерно, добрался до красоты:

23-P1120812.JPG

Борта понемножку вывел и циклей и шкуркой чуть-чуть:

24-P1120866.JPG

Результат вполне приличный, швы на красном дереве не стыдные:

25-P1120869.JPG

Хочу еще раз обратить внимание, что таких швов я добился, не делая со склейками НИЧЕГО, кроме удержания их руками на протяжении минуты. Мездра — это сила, с ней стоит поработать.

Сверху ничего интересного не произошло: прицепил кусок накладки обратно, подобрал похожий пластик на окантовку. Крохотные швы на стыках остались, но деваться некуда.

22-P1120811.JPG

Все это столярное пиршество проходило в условиях ограниченного бюджета. Требовалось сэкономить на чем-нибудь не очень нужном, поэтому решили обойтись без капитальной перекраски (ее всегда можно организовать потом). Родной лак на ибанезе толстенный, плюс под ним иногда обнаруживаются всякие странности:

26-P1120871.JPG

Так что я не стал его обдирать с каблука грифа, а вместо этого ограничился обдиркой рабочей поверхности (как у "мюзикмена") и затер гриф маслом. Попробовал сначала тонирующим темным — не понравилось, все смыл и покрыл прозрачным. Красиво:

27-P1120872.JPG

Тут я должен извиниться: совсем финальные фотки потерялись (да и были ли?), а промежуточные демонстрируют нам Восхитительный Гриф на фоне засранного пола и тапок. Ну, что есть то есть:

29-P1120884.JPG

Конечно же, вставка подло играет на свету из-за немного другого направления волокон. Не уверен, что от этого можно как-то застраховаться.

30-P1120885.JPG

Но в целом получилась безусловная красота:

28-P1120886.JPG

На лицевую сторону я налепил лого ибанеза, вырезанное на плоттере из виниловой пленки. Советую этот подход: очень симпатично, дешево, липнет намертво, а под парой слоев масла становится особенно сложно подцепить край наклейки.

***

Если б денег было побольше, я бы конечно перекрасил гриф, а заодно, возможно, постелил лист-другой шпона на тыльную сторону головы. Это в общем не требуется (сломать нынешнюю голову очень трудно), но все-таки это дополнительная надежность. А так я просто обеспечил работоспособность инструмента и, насколько смог, убрал колхоз.



Когда шел в ЖЖ писать этот пост, мне показали рекламу человека-металлика. Ну что ж, по крайней мере, она теперь тут не одна :-)

***

Все мои статьи }{ Поддержать автора, в смысле денег дать }{ Профсоюзный чат в телеграме

Tags: ЛКП, большой красивый пост, инструментарий, накосячили, склейка
Subscribe

Posts from This Journal “большой красивый пост” Tag

  • Как я сделал тюноматик

    Вот же черт: заголовок сразу спойлерит содержание поста. Отвык уже от заголовков, пока шлялся по социальным сетям. Кстати, этот пост также доступен…

  • Добавление обратного хода к анкеру Fender

    Постоянному читателю известен мой интерес к анкерам. В какой-то мере они стали моей специализацией; за последние лет семь я провел десятки ремонтов,…

  • Как завести себе ЧПУ-фрезер

    Коллеги, вам нужен ЧПУ-станок. Заведите его как можно скорее. Пять лет назад я в ответ на это заявление сказал бы "ну, может быть,…

  • Установка трех датчиков разного типа на акустику

    Задача на первый взгляд дикая, но цель преследуется очень простая. Основная проблема со звукоснимателями - пока их не поставишь, ничего толком не…

  • Верхний порожек из нейзильбера

    Скоро такой порожек будет предлагать любая серьезная мастерская. Из нейзильбера делаются лады на большинстве серийных электрогитар; все его…

  • Подвижный звукосниматель на бас-гитаре

    Условия задачи просты. Нужно взять дорогущую и редкую "ямаху", подписную модель Патитуччи, - вот такую: ...и сделать так, чтобы нековый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “большой красивый пост” Tag

  • Как я сделал тюноматик

    Вот же черт: заголовок сразу спойлерит содержание поста. Отвык уже от заголовков, пока шлялся по социальным сетям. Кстати, этот пост также доступен…

  • Добавление обратного хода к анкеру Fender

    Постоянному читателю известен мой интерес к анкерам. В какой-то мере они стали моей специализацией; за последние лет семь я провел десятки ремонтов,…

  • Как завести себе ЧПУ-фрезер

    Коллеги, вам нужен ЧПУ-станок. Заведите его как можно скорее. Пять лет назад я в ответ на это заявление сказал бы "ну, может быть,…

  • Установка трех датчиков разного типа на акустику

    Задача на первый взгляд дикая, но цель преследуется очень простая. Основная проблема со звукоснимателями - пока их не поставишь, ничего толком не…

  • Верхний порожек из нейзильбера

    Скоро такой порожек будет предлагать любая серьезная мастерская. Из нейзильбера делаются лады на большинстве серийных электрогитар; все его…

  • Подвижный звукосниматель на бас-гитаре

    Условия задачи просты. Нужно взять дорогущую и редкую "ямаху", подписную модель Патитуччи, - вот такую: ...и сделать так, чтобы нековый…