Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Сложная фрезеровка паза под порожек на акустике

Это подставка красивой пьезоэлектрогитары Godin.

P1120150.JPG

На ней шесть отдельных пьезодатчиков вместо одного, чтобы можно было снимать полифонический сигнал и отправлять его на гитарный синтезатор.

А проблема в том, что этот "годин" очень плохо строит по ладам: сильно высит, особенно на третьей струне. Это и нужно исправить.

Первым делом проверяю верхний порог и прогиб — там все в порядке. На струны и лады тоже пожаловаться трудно. Значит, проблема в мензуре. Точнее, в положении седел бриджа.

В принципе, можно улучшить ситуацию, отодвинув гриф от подставки на миллиметр (гриф прикрученный, дело нехитрое). Но фишка в том, что струны требуют разной длины мензуры, и увеличить ее везде одинаково — недостаточно. Значит, придется перефрезеровывать паз в подставке.

Выпаиваю провода пьезы. Тут главное — запомнить, какой куда шел; проверять распиновку тринадцатиконтактного разъема лично мне нечем.

P1120151.JPG

Высотой струн владелец доволен, ее нужно сохранить. Значит, нужно как-то отметить нынешнюю высоту. Тут много вариантов, что и откуда измерять. Я в данном случае измерил расстояние от поверхности подставки до верхней кромки каждого седла. Результат записан рядышком. Да, я всегда все пишу на гитаре :)

P1120152.JPG

Очень важный момент — то, как задается радиус. Либо в паз с плоским дном сажаются разные по высоте порожки, либо, наоборот, в радиусный паз сажаются одинаковые. Тут второй вариант. Шесть пьезоэлементов ничем не отличаются друг от друга. Правда, я все равно на всякий случай их пометил, чтобы потом рассадить на старые места.

Вот теперь можно заделать старый паз.

P1120154.JPG

Через  час, когда клей схватился, я сострогал лишнее.

P1120177.JPG

Доводил циклей. Подставку сильно драть ни в коем случае нельзя, иначе поедут вышеупомянутые измерения высоты порожков.

P1120178.JPG

Пора ставить подопытный комплект струн. Старые, с которыми гитара прибыла в мастерскую, были уже мятые и никуда не годились.

Заодно покажу, как надежно крепить струны на классике. Со стороны подставки все очевидно (а если нет, дальше будет фото), а вот на колках похитрее.

Сначала струна просто просовывается в отверстие и хвост вытаскивается наверх.

P1120179.JPG

Затем делается вот такая штука — узелок, а точнее, полуштык:

P1120180.JPG

На обвитых струнах одного раза хватит. На голой синтетике придется пропустить струну под саму себя дважды. Теперь можно натягивать:

P1120181.JPG

Вид снизу:

P1120182.JPG

Витки струны должны идти против натяжения. На большинстве классических гитар каждая из струн стремится уползти по валу колка в сторону, обычно к центру головы грифа, — этому надо мешать. Тогда все витки будут плотно прижаты друг к другу, что хорошо сказывается на стабильности строя:

P1120183.JPG

То же самое на обвитой струне:

P1120184.JPG

Прелесть этого способа в том, что при всей простоте струна фиксируется намертво и требует минимума витков.

Вернемся к подставке. Гитара без порожка очень убедительно ситарит:



Увы, это не то, что требуется, поэтому запихиваю под струны бамбуковую палочку для канапе (продаются в любом супермаркете). Ее диаметр — 3 мм, что дает достаточно близкую к нужной высоту на четырех струнах.

P1120185.JPG

По слуху выставляю деревяшку так, чтобы флажиолет на 12-м ладу и прижатая там же струна совпали по тону, после чего карадашом отмечаю позицию палочки. Карандаш очень удобный, купил когда-то для разметки на темной древесине, прусь.

P1120186.JPG

На третьей и четвертой струне высота должна быть ближе к 2,5, чем к 3 мм, поэтому палочку я вынимаю и вставляю вместо нее ключ на 2,5, после чего повторяю процедуру. Да, под струной плоскость, но оригинальный порожек тоже ее не лишен:

P1120188.JPG

Вот что получилось:

P1120189.JPG

Теперь надо фрезеровать.

***

Сетап для фрезеровки подставки показывать как-то даже стыдно. Я не мастер по акустикам, и берусь за них редко и под настроение. Приличной штуковины у меня пока нет, сделаю — покажу.

Вот корпус година. На нем лежит фанерка с отверстием под подставку. Снизу на нее наклеен линолеум, так что корпус она не царапает. А сверху лежит поликарбонатный лист с отверстием под копировальную втулку - я с его помощью фрезерую пазы под анкер, поэтому он такой длинный :)

Фанера и поликарбонат фиксируются парой струбцин, а остальные две нужны только для того, чтобы корпус не наклонялся.

P1120190.JPG

Если вынуть фрезерную головку из базы, легко через втулку отследить нужную позицию шаблона. Желтые линии должны быть посередине:

P1120191.JPG

Нужное положение найдено, струбцины затянуты. Осталось поставить фрезу — тут это 3,2, через переходную втулку:

P1120192.JPG

Чтобы ограничивать ход фрезера вдоль направляющей, я просто прицепил с двух сторон по куску фанеры. Фрезер в них упирается подошвой и дальше не идет. Посчитать нетрудно, а дикая точность по этой оси не нужна.

P1120193.JPG

Поехали:

P1120194.JPG

Глубину паза, слава богу, можно измерять без снятия шаблона: хвост штангеля впритык пролезает в отверстие.

P1120195.JPG

Делаю дополнительный проход для первой струны — паз под нее чуть глубже. Можно заметить, что на правом краю дна паза деревянную вставку уже не видно. Так и должно быть, потому что родной паз был радиусный, а тут шесть отдельных прямых, но с той же средней глубиной на каждом отрезке. Т.е. в идеале один борт каждого порожка стоит на вставке, а другой — на голой деревяшке.

P1120196.JPG

Полчаса страданий и вот:

P1120200.JPG

Теперь дополнительно заливаю все мелкие щели и прохожусь по всей подставке циклей:

P1120202.JPG

Новые отверстия сверлил на глаз. Попал хорошо, сломал сверло из-за увода в старую дырку.

P1120204.JPG

Все, можно собирать.

***

Вид спереди:

P1120205.JPG

Вид сверху:

P1120218.JPG

Вот как теперь строит этот годин:



(долгие ноты — флажиолеты,  короткие — прижатые струны. Только на первой струне я не сообразил так делать).

Если найдете хоть одну фабричную классику, которая строит так же хорошо, поздравляю: это почти невозможно.

Высоту струн я выдержал в пределах 0,15 мм от исходной. Правда, я не удержался и немного отпустил перетянутый анкер, из-за чего струны стали чуть выше. Но никаких возражений это не вызвало.

***

Кстати, эта гитара — та самая, которой я лет пять назад собирал голову по кусочкам. Лаку почему-то поплохело, пошел трещинами, а в остальном все прекрасно: гоняют ее и в хвост и в гриву, а ей хоть бы хны. А теперь вот еще и строит, к тому же...

Tags: акустика, бридж, мензура, пьезо, ремонт, струны, фрезер, шаблон
Subscribe

Posts from This Journal “акустика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments