Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Как я делаю костяные порожки

Я занимаюсь ремонтом, поэтому в большинстве случаев изготовление нового порожка начинается с извлечения старого. Родной гибсоновский порожек снимается с приключениями, но в этот раз все прошло идеально. Вот старый порог:



Готовых или почти готовых костяных порожков я в мастерской не держу, хотя их легко купить. Проблема в том, что стандартные порожки хороши только на стандартных гитарах - а на практике даже порожки с двух гибсон-лесполов могут существенно отличаться. Возможность распределить струны поперек грифа так, чтобы они стояли на нужном расстоянии от его краев и друг от друга - тоже аргумент в пользу самостоятельного изготовления.

В общем, я просто покупаю более-менее прямоугольные куски кости и дальше вожусь сам. На один порожек уходит не более получаса.

Подбираю среди обрезков что-нибудь подходящее.



Самый большой напряг - изменение ширины порожка. Для этого приходится обрабатывать наибольшую площадь. Поэтому, прежде чем заниматься шириной, я всегда обрезаю заготовку по высоте, используя старый порожек для выставления упора:



Моя микроциркулярка - Proxxon KS-230. Родные диски для нее стоят страшных денег, поэтому я купил мешок советских дисковых фрез подходящего размера по 50 рублей штука. Посадочный диаметр у них - 13 мм, а не 10, как у проксона, поэтому пришлось заказать у токаря переходное колечко. Поехали.



Ширина родного порожка - почти пять мм.



О штангенциркулях: нониусная шкала хорошо подходит для того, чтобы об нее ломать глаза. Я никогда не доверял цифровым штангелям - совершенно напрасно, знаю - и в итоге купил по случаю китайский часовой штангенциркуль. Работаю им уже полгода с лишним. Он очень точный, в сто раз удобнее нониусного, и не требует батареек, как цифровой. Надпись "шок-пруф" соответствует действительности: после падений с верстака нужно было только сдвинуть циферблат на ноль. Рекомендую.

Единственное реальное достоинство цифрового штангеля - возможность быстро перекидывать миллиметры в дюймы и наоборот. Но даже для такой задачи есть часовые штангели с двумя стрелочками.

Моя заготовка имеет не вполне плоские стороны. Поэтому перед доводкой ее до нужной толщины я шлифую одну сторону до плоскости:



(вот поэтому гриндер полезнее точила!)

На циркулярке я постоянно использую сверла в качестве образца для установки параллельного упора. У меня в наборе шаг 0,5 мм, удобно. Это пятерка:



Теперь опираю заготовку плоской стороной на упор и прогоняю через пилу два раза, с переворотом между проходами. Иначе высоты диска не хватает.

Надо сказать, что паспортная максимальная толщина пропила у этой машинки - 8 мм по дереву, 3 мм по пластику и 1,5 мм по цветмету. Поэтому когда на ней пилишь кость высотой 6 мм, пила сильно обижается, начинает свистеть ремнем и изредка клинить. Еще печальнее пилить латунь подобной толщины. А вот с бронзой уже просто не надо соваться, там только гриндер. Очевидно, ругаться на немцев тут без толку - я требую от пилы много большего, чем следовало бы.

Выходит, станок-то дорогой и хилый? Да, но:
1) альтернативы я не вижу;
2) по описанному здесь алгоритму я изготовил около 300 порожков, не считая прочих радостей. Таким образом, страшная цена в 155 евро превращается в пол-евро за каждый порог и продолжает дешеветь.

Поэтому, хоть пиле и тяжело, я продолжу ее мучить. А когда сдохнет - куплю такую же в тот же день.

Вот порог после прохода через пилу (видны характерные следы от диска):



Гриндером за секунду снимаю эти следы и измеряю ширину заготовки - 5,15 мм. Идеально! Остаток потихоньку доводится вручную на бруске, чтобы порог сел в паз без щелей.


Кстати, особый кайф стрелочного штангеля - в том, как наглядно изменение толщины детали при протаскивании ее через губки штангенциркуля. На нониусе быстрые изменения в 0,1 мм вообще не заметишь. В числа цифрового штангеля надо всматриваться. А на часовом штангеле стрелка будет ходить туда-сюда. Это очень заметно и предельно удобно - фактически, индикаторная головка на любой детали. "По басам 5,1, по центру 5,05, по тонким 5,03 - окей, шлифую басовую сторону посильнее". Охренительно.

Вычищаю из паза под порожек старый клей:



Пробная установка порожка обычно показывает проблемы:



Нужно притереть все поверхности и обеспечить перпендикулярность плоскостей. Со стороны паза в этом очень помогают стамески и стюмаковские напильники для посадки порожков (идеально ровные и зубастые):



Нижняя грань заготовки делается перпендикулярной боковым так: на брусок со шкуркой кладется что-нибудь заслуживающее доверия (в данном случае слесарный уголок), и кость двигается по шкурке с опорой на этот боковой упор.



Другое дело:



Дальше - то, что вы уже могли видеть в текстах о костяном порожке на "мюзикмэн" и о бронзовом порожке на "ворвик". Половинкой карандаша обозначается искомая глубина посадки струн в будущем порожке. Конечно, лишь примерно, но точности в полмиллиметра тут выше крыши.



Снимаю верхнюю и боковые грани, делаю завал на переходе с передней на верхнюю:



Сейчас порог выглядит так:



Подшлифовываю борта на 320-й шкурке. Это сбивает с них царапины от крупной наждачки гриндера, а заодно позволяет довести габариты до идеала, чтобы борта буквально слились накладкой.



Затем порожек обрабатывается эластичными шкурками - Fine, SuperFine, Microfine. Они сбивают острые углы и делают кость матовой. Если порожек должен быть блестящим, я прохожусь еще и четырехтысячным "абралоном".



Как разметить порожек, написано все в тех же двух текстах. Главное - не забыть после напилки пазов под струны снять фасочки по краям и все опять зашлифовать мягкими шкурками:



Все, порог готов, осталось разве что смазать прорези, чтобы струны не застревали. Но на данной гитаре есть еще одно дело. Вынимаю порожек:



И обрабатываю его раствором марганцовки. Через минуту фиолетовую гадость можно смыть, а под ней обнаружится замечательная состаренная косточка:



Марганцовка не тонирует кость, как морилка, а окисляет ее. Поэтому порожек не просто выглядит старым - он и есть старый. С ним произошло ровно то же, что происходит с любым порогом, просто гораздо быстрее. Не помешало бы еще посветить ультрафиолетом, но и так неплохо, по-моему.



Кстати, таким же образом можно старить светлую древесину, целлулоид и многое другое. Пробуйте.
Tags: инструментарий, порожек, ремонт, станки
Subscribe

Posts from This Journal “порожек” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments