Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Замороченная диагностика и ремонт сломанного анкера на Ibanez Musician Bass

Середина восьмидесятых. Цвет polar white, изрядно пожелтевший от времени. Сквозной гриф. Эбеновая накладка.



И на всей этой красоте отказал анкер.

Понять, что с ним случилось, удалось далеко не сразу. Сначала было видно только, что с гайкой что-то неладное: она накручивается почему-то не соосно стержню. Пару оборотов осиливает, скребя по стенкам канала, а затем встает намертво. Снял струны и порожек, полез разбираться.



Другая странность: кто-то надел на стержень несколько шайб, несмотря на то, что наружу и так торчит очень короткий огрызок, и укорачивать его еще сильнее никакого смысла нет.



Вооружившись "москитом", вытаскиваю из паза все лишнее.



Первое, что нужно сделать, если гайка плохо накручивается на анкерный стержень - это, естественно, попробовать другую гайку. Обнаружить мелкий дефект резьбы визуально очень тяжело, поэтому доверять элементам только потому, что они нормально выглядят, я не советую. И даже проход метчиком по старой гайке не всегда решает проблему. Иногда старые встречные резьбы просто не дружат, и замена хотя бы одного компонента на свежий может сильно помочь.

В данном случае - еще как помогла. Новая гайка поначалу тоже пыталась навернуться криво, но потом я зафиксировал ее пинцетом в рабочем положении, продолжая вращать ключом, и она пошла по стержню как полагается. Отлично! Но через два-три оборота гайка стала крутиться с постоянным усилием. Сделав оборотов двадцать без всякого изменения, я сделал вывод, что гайка вращается независимо от прогиба, а анкер, следовательно, сорван. Выходит, пора снимать накладку?

Не совсем. Дело в том, что в процессе вращения гайки я слышал нетипичные шуршащие звуки, доносящиеся не из-под ключа, а как будто от всего грифа сразу. Это заставило предположить, что гайка не потеряла связи со стержнем, а, наоборот, вращает его вместе с собой! Если так, то у анкера, помимо проблем с резьбой, еще и сорван стопор. И это, конечно, дополнительный аргумент в пользу полной замены всей системы. Но прежде чем ввязываться в столь масштабный и дорогой ремонт, я считаю правильным попробовать решить проблему попроще и побыстрее.

***

Чтобы разобраться со стопором, надо знать, где его искать.

Можно сдать гитару на рентген, прецеденты были. Но в данном случае я отлично обошелся стопкой неодимовых магнитиков. Если держать ее свободно, двумя пальцами, то по тому, как она тянется в разные стороны, можно составить очень точное представление об устройстве грифа.



От 0-го до 1-го лада магниты тянутся только к гайке и стержню по центру накладки.
Между 1-м и 2-м ладом начинаются, видимо, стальные усиливающие вставки с двух сторон от анкера. В связи с этим магниты не задерживаются на центре накладки, а скачут в стороны. Такая картина сохраняется почти до самого конца грифа.
В районе 22-го лада вставки кончаются, а между 23-м и 24-м ладом появляется что-то большое и железное, и опять по центру. Скорее всего, это стопор и есть.
Наконец, после 24-го лада на хвосте накладки магниты ни к чему не тянутся.

Следовательно, клад следует искать между двумя последними ладами.

***

Вынимаю их. Хотя следовало бы сразу вынуть и все остальные, уж больно мерзко они поставлены:



Теперь надо добраться до стопора. В этом мне поможет тончайший пильный диск для бор-машинки:



и, конечно, деревяшка, вдоль которой я буду пилить. Чтобы поровнее было.



Такой диск трудно контролировать, но он дает невообразимо тонкий пропил даже с учетом некоторого гуляния. Еще два момента: во-первых, у зубьев на моем диске обнаружилось направление, поэтому сажать диск на вал нужно правильной стороной. Во-вторых, под коричневым скотчем на корпусе лежит большая цикля, чтобы укатившийся с накладки диск не наделал бед.

Два пропила готовы:



Теперь копаем третий:



Хотя вся эта история с пропилами возникла, чтобы не затронуть лак по периметру накладки, немножко попортить его все равно придется. Мне нужно было узнать, где именно расположена граница между накладкой и грифом, поэтому я снял чуток лака на торце:



(вопреки распространенному мнению, граница эмали редко проходит точно по клеевому шву, поэтому проверить было необходимо)

Теперь можно и погреть вырезанный кусок накладки, стараясь не задевать остальной гриф. Для этого беру кусочек медного листа толщиной 0,2 мм:



И ставлю на него утюжок:



Медь отлично проводит тепло и приподнимает утюг над накладкой, что в сочетании с радиусом последней защищает гриф от нежелательного нагрева.

Через десять минут убираю грелку и тыкаюсь заточенным шпателем точно в клеевой шов.



Кусочек накладки отходит с такой легкостью, как будто он и не был намертво приклеен к грифу тридцать лет подряд.



А вон и стопор.

***

И все-таки он вертится!



Ситуация похожа на описанную в другом моем отчете: стержень по какой-то причине сдвинулся от головы грифа продольно, и стопор, ранее державшийся за П-образный алюминиевый профиль лишь за счет трения, перестал фиксировать стержень от проворота.

Решение то же самое - задвинуть стержень обратно и залить полость эпоксидкой, чтобы ему больше некуда было выползать. Только перед этим хочется проверить, надо ли вообще спасать этот анкер.

Фиксирую стопор чем попало:



И начинаю осторожненько крутить гайку дальше. Разумеется, не забыв смазать ей резьбу.

Хоть и туго, но гайка пошла вперед. А через пару оборотов от тугости не осталось и следа, гайка радостно докрутилась до упора и начала, собственно, гнуть гриф. Все как положено - с возрастающим усилием и изменением прогиба. То есть анкер заработал.

И что это было, спрашивается? ТОЧНОГО ответа у меня нет. Но с очень высокой вероятностью вся проблема крылась в поврежденном витке резьбы стержня. Родная гайка почему-то с ним совсем не дружила, накручивалась жутко криво и не шла по резьбе. Возможно, в борьбе с этим предыдущие хозяева били, например, по ключу молоточком - несильно, но достаточно, чтобы сдвинуть стержень внутрь грифа. После чего, естественно, даже моя новая гайка ничего хорошего не могла сделать: она доходила до заусенца на резьбе и начинала прокручивать весь стержень вместе с собой, потому что это требует меньшего усилия, чем срезать заусенец. Теперь же, когда стержень зафиксирован, гайка благополучно прожала трудное место на резьбе, укатала его и дальше пошла уже без проблем.

Можно бы и озаботиться уменьшенным ресурсом резьбы стержня в результате всех этих упражнений, но ведь там даже не М5 (как обычно), а М6. Это КРУПНАЯ резьба. И даже если виток-другой зажеван, оставшихся десяти с лихвой хватит на затяжку анкера.

Что ж, заливаю поджатый стопор эпоксидкой.



К утру она окаменела, осталось только влепить обратно кусочек накладки (по старому клеевому шву и поэтому на суперклей, да):



Пользуясь случаем, хочу наконец сказать, что Bessey KliKlamp - совершенно фантастические струбцины, третий год с ними обнимаюсь и хочу купить еще десяток. Легкие, мощные, удобные.

Где-то на данном этапе от хозяина было получено добро на замену нечеловечески ужасных ладов. Счастье-то какое. Меняем!



Хлопот из-за переклейки лоскута немного: вычистить клей из пазов и присыпать две трещинки.



***

После установки ладов искать следы ремонта - одно удовольствие, их хрен заметишь:



Правда, с торца накладки лак все-таки немного посыпался, а восстанавливать такой цвет точечно я не умею. Ну да и черт с ним - бас весь побитый, лишняя коцка в незаметном месте тут никого не беспокоит.



Вот так можно чинить анкера, которые по всем признакам считались безнадежными.

***

Изредка в интернете проскакивают не вполне понятные мне рецензии на подобные мои работы - в духе "да чо он там суперклеем ошметки накладок клеит, надо все сразу отрывать, менять и делать как следует". Друзья мои. Я считаю, что наилучшее состояние для приличного инструмента - исправное и ШТАТНОЕ. Этот подход благотворно сказывается как на свойствах гитары, так и на цене при продаже. А замена анкера - это major surgery с конским ценником и перекраской в комплекте. Надо оно нам? Когда можно влезть в гриф точечно и, практически не оставив следов, за копейки получить ИСПРАВНЫЙ и РОДНОЙ анкер с РОДНЫМ лкп?

С моей точки зрения, это куда более культурно, чем решать все проблемы полной разборкой грифа. Так-то мне не слабó. Но целесообразность при выборе решения обязательно должна учитываться.

Tags: анкер, большой красивый пост, инструментарий, лады, магниты, накладка, ремонт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments