Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Шарнирно-губцевый инструмент

Среди всех полочек в мастерской особенно мне нравится полочка с плоскогубцами и кусачками. Во-первых, она вертикальная:



(эту идею хранения инструментов я подсмотрел у великого Александра Шишкина. В свободную часть доски вкручиваются винтики, на них вешается разный хлам)

Во-вторых, среди этих инструментов встречаются редкие и необычные вещи. О них я и расскажу.

Содержимое этой полочки фильтровалось годами - что-то мне не приглянулось, что-то вытеснялось другими инструментами. Какие-то кусачки я однажды просто сломал пополам. Но теперь, спустя девять лет работы, полочка достигла совершенства: мне не хочется туда что-то добавить или, наоборот, убрать. Поэтому это будет пост еще и о том, какие кусачки и пассатижи вам пригодятся, если вы занимаетесь электрогитарами.



***

Первые слева - круглогубцы, инструмент с длинными и узкими конусами вместо привычных параллельных губок. Я использую их редко, но регулярно: с их помощью удобно надевать пружины на тремоло, закруглять кончики одножильных проводов для их фиксации на контактах перед пайкой, и так далее.

Мои круглогубцы стоили копейки. Называются Overhaul (OH5356), был такой бренд у фирмы AGA. Говорят, делался на том же заводе, где и Blue Point. Поскольку инструмент нужен редко и для ерунды, я не стал париться и менять его на более дорогой.

Я завалил на гриндере кончики губок, и теперь могу снимать ими стопорные кольца:



В нашем деле последние встречаются редко, и даже такого съемника мне пока для всего хватало.

Еще у круглогубцев обычно есть плоская часть губок возле самого шарнира - ей удобно хватать и гнуть мягкие штуки типа кончиков ладов.

***

Номер два - невероятный и гениальный инструмент. Называется мудрено: "переставные клещи-гаечный ключ". Насколько я знаю, делает его только Knipex.



Я когда-то по неосторожности положил в рабочий сортир каталог книпекса, притыренный в магазине. И все, капец. Спустя пару месяцев неспешного изучения каталога я поехал за этой штукой, как зомби.

Штука - хваталка с параллельными и гладкими губками. Или, если хотите, разводной ключ без необходимости его подкручивать. Сжали руку - схватили гайку. Ослабили - отпустили. Это до такой степени круто, что даже непонятно, как без него можно жить.



В некотором смысле эта штука лучше традиционного ключа. Обычный ключ никогда не садится на гайку без зазоров. Из-за этого его усилие прикладывается, фактически, к двум уголкам гайки. У книпекса - не так (пока губки сжаты). Понятная картинка из каталога:



Этим ключом я начал делать все подряд. Плющить и гнуть разные железки, фиксировать мелкие детали, крутить нестандартные гайки. Из-за параллельных беззубых губок следов не остается даже на мягком цветмете, а прочность захвата такая, что получается стронуть даже ржавый крепеж со слизанными гранями.



Так что советую.

Только не надейтесь, что это чудо техники заменит вам набор добротных гаечных ключей. Оно не везде пролезает и не ложится губками на плоскость. Но в работе абсолютно точно пригодится.

***

Третий инструмент на полке - миниатюрные кусачки для электроники, вот такие:



Тоже "книпекс".

У меня раньше были дешевые китайские кусачки из "профи". Такого же формата, но на порядок дешевле - рублей двести, что ли. За год эти кусачки разболтались и я решил их сменить на супер-пупер немца, каковым и пользуюсь до сих пор.

Здесь я отойду от своего обычного напутствия "покупайте этот волшебный дорогой инструмент и задротствуйте". Не стоит.

Гораздо разумнее будет заказать себе с алиэкспресса пяток кусачек по три бакса штука, и спокойно ими работать. Потому что в мастерской кусачки регулярно используются не по назначению, и убить стальной проволокой книпекс гораздо обиднее, чем китайское барахло. Медь с оловом они все кусают одинаково.

На моих книпексах набралось немало зазубрин, но пока что ими можно работать.

ESD в гитарной электронике на хрен не сдался. А вот усик между губками, который придерживает отрезанные кусочки провода, обязательно нужен. Без него мусор улетает в глаза и в потенциометры.

***

Четвертая вещь - внезапно, сантехнические клещи, и тоже "книпекс". Пишут, "высокотехнологичные" :-)



Честно говоря, я бы никогда в жизни их не купил для мастерской (да и для дома - вызов сантехника обойдется дешевле, чем эти клещи). Но мне их подарили ребята из мастерсити. Я отправил подарочек на видное место и через месяц понял, что не хочу его оттуда убирать.

Фишка в том, что Cobra - инструмент очень цепкий. Если нужно что-нибудь очень крепко зажать, этими клещами я пользуюсь в первую очередь. Конечно, от зубов остаются небольшие задиры на детали. Когда это важно, я прокладываю под губки кусочек толстой кожи. Особенно приятно, что схватить с приличной фиксацией можно почти все:



Я тут недавно этими клещами откручивал крышку с пятилитровой бутылки с эпоксидкой. Крышка приклеилась к смоле, руками откручивать было бесполезно, только ладони расцарапал. А коброй - хлоп и готово.

Короче говоря, штука далеко не первой необходимости, но жизнь облегчает.

***

Номер пять - самые простые бокорезы производства NWS. Насколько золингеновский инструмент может быть простым...



Их я когда-то купил для своего помощника. Меня привлекло слово Solingen и невысокая цена. А спустя пару недель выяснилось, что эти кусачки кусают гораздо проще и охотнее, чем какие-то навороченные "стенли", которыми я пользовался на тот момент - при меньшем размере ручек. Постепенно кусачки перекочевали ко мне.

Это потом уже я понял, что по соотношению цены и качества NWS были просто невероятно хороши (сейчас не знаю, рубль скачет). Инструмент класса Knipex, Snap-on или Wiha за деньги тех же станлеев. Именно nws перепродаются люксом, гроссом и кучей других брендов под их торговыми марками. Так что советую.

Мне только ручки не нравятся - слишком тонкие и гладкие. Самые крутые рукоятки - у блистательных Wiha Industrial. Если когда-нибудь буду покупать новые кусачки, то только их. Виха мне всегда очень нравилась, это инструмент высочайшего уровня. К тому же, на каких еще кусачках вы видели кнопку Power?..



***

Номер пять - пассатижи того же производиля, которыми можно работать из-за угла, Джеймсу Бонду на зависть.



Если к чему и можно придраться, то опять к ручкам. Инструмент добротный. Но пользуюсь я им все реже. Книпексовские клещи обычно лучше подходят для удержания деталей. Я использую в основном режущую часть (необычайно могучую).

Я так и не понял, удобнее ли они, чем обычные прямые плоскогубцы. Не хуже точно.

***

Дальше идут очередные "книпексы", с желто-красной ручкой, - самые важные и самые гитарные.



У этих бокорезов нет фаски на режущей кромке. В результате они умеют обкусывать заподлицо с поверхностью, например, лады.



Именно поэтому я никогда в жизни не парился с покупкой специальных торцевых кусачек для ладов (на стюмаке или где-то еще). Эти книпексы (модель 70 26 160) справляются даже с бронзой-трешкой. Они у меня уже лет пять, перекусили не одну тысячу ладов, и, хотя износ заметен, менять их еще далеко не пора. Разве что крупную сталь я им не даю - жаль портить.

Изначально эти кусачки я завел исключительно для ладов и трепетно оберегал от коллег, которые норовили кусачки унести и обкусить ими то струны, то винтики, то еще что-то. Но потом я осмелел и теперь использую их для всего, кроме жирного стального крепежа. Грубо говоря, больше полутора миллиметров железа я им не дам, а вот соседними бокорезами NWS я перекусывал нержавеющие винты М4.

Это мои основные кусачки, которые редко вешаются на полку, потому что всегда заняты делом на верстаке. Рекомендую изо всех сил. Других крупных бокорезов без фаски в каталоге у книпекса не обнаружено, и версии без электрозащиты тоже нет.

***

Следующий - торцевой съемник изоляции Stanley.



Это классический инструмент электрика. Губки образуют сходящийся ромб с остро заточенными краями. В этот ромб закладывается провод, инструмент закрывается до нужного размера отверстия, обрезая изоляцию, но не трогая жилы - после чего сдергивает отрезанный кусок изоляции с провода. Картинка:



Не то чтобы это был какой-то крутой инструмент. Но он простой, надежный, и им можно залезть в любую задницу, куда не засунешь стриппер современного типа (например, следующий по тексту). Требований к нему немного, так что менять стенли на что-то более дорогое я не собираюсь.

И еще им очень удобно обжимать разогнутые лепестки клемм на девятивольтовую батарейку.

***

Рядышком еще один съемник, на этот раз менее традиционный. Такие часто называют стрипперами.



У меня не стенли, а какой-то китаец. Но все стрипперы такого типа одинаковые. Завод просто лепит разные логотипы и ручки разного цвета. Стоят они недорого, найти очень легко. Работает этот аппарат похитрее, чем предыдущий съемник:



Провод заводится сбоку. При сжатии рукояток левая пара губок плотно обхватывает провод, а правая - обрывает с него изоляцию. Именно обрывает, а не режет. Поэтому с ПВХ и толстыми жилами он работает очень хорошо, а вот с тефлоном и тоненькими проводами внутри толстой изоляции - плохо. Тефлон проскальзывает, а тонкие провода рвутся вместе с изоляцией. Но с гитарной проводкой этот стриппер справляется отлично. И настраивать почти ничего не нужно. Если вы много паяете и до сих пор не имеете подобного инструмента - заведите.

***

Дальше - специфический инструмент для обкусывания ножки с края лада. У меня Sintoms.



Кусает она не очень чисто, приходится подшлифовывать кончик лада надфилем. Но ничего лучше я пока не нашел.

Я видел японские инструменты того же типа, но они меня не впечатлили ничем, кроме рукояток из черного дерева. Кусалка там устроена хуже, а цена совершенно неприличная.

***

Последними идут так называемые "утконосы" - плоскогубцы с длинными и иногда изогнутыми губками. У меня как раз изогнутые, производства Overhaul. Вроде таких:



Штука на вид очень удобна, но делать ей почти нечего. Используется как увеличенный пинцет или как щипцы для обжима клемм на контактах. Возможно, в будущем я заменю ее на что-то более длинное.

===========

У меня есть еще кучка пинцетов, кусачки для извлечения ладов и ножницы по металлу, но про них не так интересно рассказывать.

Если вы еще не купили новогодний подарок знакомому технарю, то этот пост может вам помочь.

Могу еще о чем-нибудь рассказать.



(Все чистенькие фотки, естественно, не мои, понабрал в гугле)
Tags: инструментарий, мастерская, обзор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мастерская Александра Евдокимова

    Когда-то к нам в " муздеталь" заходил эксцентричный дяденька, представившийся курским гитарным мастером. Он говорил много удивительных…

  • Выломанная боковая стенка темброблока

    Скотч на гитары клеится не от хорошей жизни. Тут на нем держалась вся конструкция. Ну и на крышке, конечно :) *** Убедившись, что отломанные…

  • Верхний порожек из нейзильбера

    Скоро такой порожек будет предлагать любая серьезная мастерская. Из нейзильбера делаются лады на большинстве серийных электрогитар; все его…

  • Что не так с тюноматиком

    Удивительно часто даже на приличных бриджах наблюдаются вот такие чудеса: Тюноматик, несмотря на солидную толщину металла, со временем…

  • Что интересного в замене анкера на Carvin

    Про замены анкера тут уже немало написано - см. оглавление ЖЖ по этой теме. Поэтому я ограничусь разбором странностей карвиновского грифа.…

  • Трехцветные диоды в накладке грифа

    В предыдущих сериях: я инкрустировал в накладку голубые диоды, потом переделал их по гарантии, потом собрал другой гриф с нуля и подсветил его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments