Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Очень хитрая замена компрессионного анкера на Gibson, выправление согнутого грифа

Этот Gibson SG Bass принесли в мастерскую на простейшую настройку анкера, мензуры и высоты струн. Незадолго до того бас был куплен у одного из московских торговцев подержанными инструментами.

Гриф у баса был скручен чудовищным бананом, зазор посередине около 5 мм. Тут же ослабляю струны и снимаю крышечку анкера, ожидая увидеть совершенно ослабленную гайку. Ха!



Оказывается, гайка уже ушла далеко вниз по стержню и промяла деревяшку. Крутить ее дальше было затруднительно даже после отрезания выпирающего хвоста стержня. Ради интереса пробую гайку покрупнее:



Результат тот же: гайка крутится с чудовищным усилием (того и гляди обломаешь торчащий огрызок стержня), а гриф менее кривым не становится. Анкера как будто вообще нет. Дело дрянь, надо вскрывать.

Хозяин согласился на капремонт и выдал мне карт-бланш на изменение конструкции грифа, невзирая на редкость и породистость инструмента:

Анкер на мой бас ставьте, какой считаете нужным. Мне играть, а не коллекционировать.

Что ж, для начала надо отделить накладку от грифа. Дело не самое простое, учитывая, что инкрустации на этой модели сделаны из пластика. Есть немалый шанс их испортить при прогреве накладки. А отковыривать ее без нагрева еще хуже...



(корпус вокруг пятки грифа заклеен алюминиевым скотчем для защиты лака)

Я попробовал отвести тепло от пластика, разместив над ним длинные, выходящие за края накладки, полоски того же алюминиевого скотча: по идее он должен распределить нагрев по большой площади и тем самым снизить температуру непосредственно на инкрустациях. Пластик отделен от алюминия бумагой.



Общий вид:



Вот теперь можно погреть.



И подковырнуть:



Гибсоновский клей очень боится нагрева, так что накладка отходит легко.



Мой трюк с отводом тепла, кажется, сработал (либо "гибсон" ставит какой-то волшебный пластик, стойкий к нагреву, что вряд ли). Инкрустации чуточку вспучились, но форму не потеряли и цвет не изменили. Вылезшие места достаточно просто подциклевать.

Кстати, фабрика при склейке дополнительно фиксирует накладку на два маленьких пластиковых шканта, чтобы та не уползла - один расположен в районе второго лада пятой струны, а другой около двенадцатого лада второй струны. Бояться этих шкантов не надо, я вообще их перерезал шпателем :)

Накладка отделилась. Виден стопор анкера и кленовая рейка, закрывающая его паз. А еще обратите внимание, что анкер установлен не точно по центру грифа: на фото заметно, что он смещен в сторону толстой струны (приложите линейку к монитору, если не видите). Правда, справедливости ради, и края грифа тоже не очень ровные. Со стороны тонких струн, например, гриф внезапно расширяется примерно на миллиметр при переходе в пятку. Но на фото такое не увидеть.



А что, это ж ручная работа, не какой-то там китайский эпифон. Да, пацаны?

Убираю рейку.



Подцепляю стопор анкера и выдергиваю его наверх.



Вынул анкер целиком. Сталь очень мягкая.



Теперь надо понять, что делать с главной проблемой этого грифа.

==============================================

Наша главная проблема заключается не в дохлом анкере. И даже не в том, что гриф разворочен и надо его собирать обратно и красить.

Главная беда - то, что деревяшка остается жутко прогнутой даже без накладки, струн и анкера. Зазор по центру составляет около 3-4 мм. При этом гриф весьма пластичен и легко выгибается даже руками, но моментально возвращается обратно при снятии нагрузки.

Мой изначальный план заключался в очистке канала и установке туда современного двойного анкера. Такой анкер не зависит от грифа и гнется сам по себе (но тянет гриф за собой). Система эта очень надежная и обычно справляется с выправлением даже сильно покоробленных грифов. Правда, в данной ситуации полагаться только на нее страшновато: тонкий краснодеревянный гриф нашего баса очень плохо держит нагрузку, и анкеру придется держать огромное натяжение басовых струн, а заодно выправлять естественный прогиб деревяшки. Это, скорее всего, сработало бы, но рисковать не хочется.

Еще меньше хочется выводить на голову грифа что-то кроме характерной гибсоновской латунной гаечки. Существуют, все-таки, определенные традиции и нормы поведения, несмотря на данное хозяином прямое разрешение их нарушать. То есть было бы круто обойтись обычным компрессионным (прутковым) анкером. С другой стороны, я уже видел, что будет, если в этот гриф поставить анкер так же, как это делают на "Гибсоне" :-) А значит, перед установкой нового прутка придется изменить конструкцию грифа.

==============================================

То, как ведет себя компрессионный анкер, больше зависит от его положения в грифе, чем от самого стержня. У Фрэнка Форда есть прекрасное объяснение принципа работы компрессионного анкера:

http://www.frets.com/FretsPages/Luthier/Data/TrussRods/trussrods1.html#Compression

Можно сделать вывод, что такой анкер работает лучше всего, когда он максимально приближен к тыльной стороне грифа. Это, несомненно, так. Но Форд почему-то не пишет о другом популярном способе увеличить эффективность анкера: установить его в изогнутый канал. Вот, например, как на фендеровском грифе:



При таком расположении к сжимающему действию анкера добавляется выгибание середины грифа в сторону накладки. Закручивание гайки тянет стержень из грифа и вынуждает его распрямляться, а это, в свою очередь, ведет к выпучиванию грифа - что нам и требуется. Справедливости ради, так же себя ведет и анкер, установленный в прямой канал, если гриф сильно изогнут струнами. Но изогнутый канал работает лучше.

Еще обратите внимание, что изогнутый анкер не оказывает никакого давления вниз, на спинку грифа.

==============================================

Вернемся к нашему грифу. У "гибсона" анкер заложен довольно глубоко (толщина нижней стенки паза около 4-5 мм), и это хорошо. Но стержень практически не изогнут, и это прискорбно. Глубина паза по всей длине одинаковая. Обычно такая конструкция работает, но на этом инструменте ее не хватило - напомню, гайка аж начала проминать дерево (при том, что там стоит толстая стальная шайба), а гриф по-прежнему был прогнут.

Значит, если новый анкер будет компрессионным, то имеет смысл разместить его в сильно изогнутом канале.

Для полного счастья этого мало. Перед установкой нового анкера хорошо бы еще исправить жуткую естественную кривизну грифа и очень низкую его жесткость. Как? Строгать его точно не стоит - мы так половину пятки сострогаем, да и жесткость от этого только уменьшится. Значит, будем усиливать гриф вставками. А это отдельная большая история.

Прежде всего, гриф нужно зафиксировать в более-менее прямом положении, при этом оставив свободной лицевую сторону. Я долго думал, как это сделать, и в итоге соорудил простенький аналог известной стювмаковской приблуды Erlewine neck jig.

Корпус баса зафиксирован на верстаке струбцинами, гриф прижат к жесткому алюминиевому профилю и поэтому полностью выпрямлен:



Затем три упора под грифом выставляются до нужной высоты (до соприкосновения), а веревка, оттягивающая голову грифа вниз, накручивается до заметного усилия. Потом можно снять алюминиевый профиль и подстроить упоры до получения ровной поверхности грифа:



На фотографии все хорошо видно. Я установил в столешницу верстака три резьбовые втулки, расположенные на одной линии. Отверстия под втулки сквозные. Сделал три простеньких упора из сосновых обрезков и пробки. В каждом из них снизу есть глухое отверстие, куда плотно садится широкая шляпка винта на М6. Винты использовал первые попавшиеся, но сделал им прямой шлиц с резьбовой стороны (шлиц делается бор-машинкой с отрезным диском в два счета), чтобы их можно было подкручивать по резьбе из-под стола. А веревка цепляется о какой-то гвоздь на ножке стола и дальше накручивается так же, как при склейке грифа.

Дешево и сердито. И работает.



Настриг пару реечек из черного дерева. Сошел бы и палисандр, и клен, но ПАФОС ЖЕ.



Микроциркуляркой с родным диском ("Super cut", по дереву, с разводкой) очень хорошо получается подгонять размеры мелких реек. Диск слегка пружинит, поэтому с силой прижимает рейку к параллельному упору, и снимает все лишнее с огромной скоростью. Можно ловить буквально десятые доли миллиметра.


Вот две деревяшки, ширина 4, толщина 6:



Пазы я делал фрезером с копировальной втулкой. Упор приклеивается на двухсторонний скотч и все.



Одна легла:



Вторая легла:



Заодно перефрезеровываю паз под анкер - в оригинале там 6,35 (1/4"), края у него уродские после извлечения кленовой вставки, а на дне клей. Вычищаю все это безобразие восьмеркой.



Кстати, на этой фотографии очень хорошо видно отверстие от фабричного пластикового шканта - вон, через него верхняя рельса проходит.

Изготовил кленовую рейку для заделки анкерного паза:



Убедившись, что все деревяшки садятся как надо, вклеиваю их на эпоксидную смолу.



В начало анкерного паза я воткнул обмазанную воском деревяшку, чтобы эпоксидка не текла наружу.



На следующее утро я отстрогал все лишнее.





Когда я извлек бас из пыточного приспособления, оказалось, что прогиб значительно уменьшился - вместо 3-4 миллиметров зазор остался 1-2. Это не удивительно: рейки были вклеены в прямой гриф и теперь препятствуют его изгибу. Отлично, продолжаем. Закрепляю инструмент обратно.

Следующий этап - фрезеровка паза переменной глубины для анкера. Никакого специального приспособления для таких пазов у меня нет, а делать его и крепить вокруг грифа - это отдельный квест. Однако, на мое счастье, дно паза не обязано быть изогнутым равномерно, потому что давить на него анкер не будет. Раз такое дело, фрезерую несколько ступенек с шагом 1 мм по глубине (всего таких ступенек 4 в каждую сторону, т.е. общий перепад по глубине у паза 4мм):



Как видно, я заодно чуть сдвинул анкерный паз к центру грифа, исправив фабричную ошибку.

Затем ступеньки выравниваются стамесками и тонким напильником без ручки. Получается достаточно равномерно изогнутая поверхность.

Красивый японский анкер я нашел у своего соседа. Примеряю:



Выпиливаю верхнюю рейку и примеряю ее тоже (на фото она уложена в паз без анкера, поэтому сидит очень глубоко):



Обматываю стержень изолентой - к ней не липнет никакой клей.



Закладываю анкер:



Вклеиваю сверху рейку на тайтбонд:



Даже если на дне паза остались какие-то неточности и неровности, то стальной стержень равномерно прогнется на них, и рейка, опираясь на него, вклеится аккуратной дугой. Удобно! А еще выгнутая таким образом рейка будет пытаться выпрямиться - и тем самым дополнительно распрямлять гриф, что мне и нужно.

Через несколько часов сострагиваю все лишнее.



Жутко мешает пластиковая накладка на голове. Из-за нее к началу грифа не подобраться рубанком. Работаю стамеской и стругом.



Вклеил упор из черного дерева на место продавленного красного:



Поставил гайку, покрутил немного - гриф отлично гнется. В ослабленном состоянии у грифа есть минимальный прогиб, в районе 1 мм. Это уже совсем не страшно.



Опять фиксирую гриф и сострагиваю старый клей, а заодно убираю сильно выступающие области.



Красота:



Старый клей с накладки убирается только циклей.



Накладка клеится на тайтбонд (третий - он как первый, но рабочее время 10 минут, а не 5). Я давным-давно купил в "Калпе" длинную резиновую трубку. На стювмаке не врут: ей действительно очень хорошо получается клеить накладки, если поверхности ровные и чистые. Уже не первый раз радуюсь.



На следующий день снимаю резину, очищаю гриф от клея и отдаю бас маляру. Попутно ставлю линейку и выясняю, что гриф теперь практически прямой.

После малярки остается только притереть лады, поставить струны и сделать прощальные фотографии.



Анкер работает изумительно. Усилие требуется относительно небольшое, выгиб грифа равномерный и сильный.



Стандартные струны (45-105) гриф держит с огромным запасом, гайка затянута буквально на пол-оборота.



Да, еще. В начале поста я упоминал, что бас был приобретен в одной московской музыкальной барахолке. Так вот. Пока гитара валялась в мастерской, случилось удивительное: ко мне в гости пришел руководитель этой организации, получивший гневное письмо от хозяина баса, и полностью оплатил ремонт (а стоил он, прямо сказать, немало). Этот человек сильно повысил мое мнение о подобных заведениях. Спасибо ему. Видите, как важно ругаться на людей?

Такие вот дела.

Tags: анкер, апгрейд, большой красивый пост, инструментарий, накладка, накосячили, ремонт, рубанок, склейка, фрезер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments