Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Как исправить болтающийся бридж на гитарах Mustang, Jaguar, Jazzmaster и Jag-Stang

Чем руководствовался Лео Фендер, когда конструировал бридж для моделей, перечисленных в заголовке поста (в дальнейшем "оффсетов") - для меня загадка. Невыносимо идиотское устройство.


картинка чужая

На разных моделях могут отличаться нюансы, но суть везде одна и та же: бридж оффсета похож на "тюноматик", однако его опоры не имеют резьбы, а просто вставлены во втулки-стаканы. Для регулировки высоты применяются установочные винты, сидящие на резьбе внутри опоры и упирающиеся в дно втулки. Это вполне нормальная система. Но по каким-то неведомым соображениям диаметры втулки и опоры подобраны так, что бридж в этих втулках жутко болтается. Одним неаккуратным движением можно неожиданно сбить мензуру миллиметра на два, с полной потерей строя. Не удивительно, что музыканты 60-х совершенно не оценили эти инструменты. В центре внимания они оказались только после бума гранжа, тридцать лет спустя.

В интернете часто встречается мнение, что бридж был специально сделан болтающимся, чтобы двигаться вместе со струнами при работе тремоло. Не исключаю. Только вот на практике эта концепция не работает и никогда не будет. Хотя бы потому что струны не приклеены к бриджу, а просто лежат на нем, да еще и обладают разным коэффициентом трения (например, голые струны легче скользят, чем обмотанные). Поэтому полагаться на то, что все шесть струн будут вести себя одинаково, я не готов. Куда разумнее было бы жестко зафиксировать бридж и обеспечить минимальное трение на седлах: именно так работает система из роликового тюноматика и бигсби. Или классический Kahler.

Я никогда в жизни не видел оффсета с родным бриджем, у которого все было бы хорошо. Может быть, какие-то особенные джедаи располагают методами, с помощью которых можно заставить машинку работать как положено. Но я - не встречал. И нареканий на бриджи от музыкантов очень много. Строй теряется, струны ситарят, мензура уплывает. В общем-то, с этими гитарами тьма проблем, даже помимо несоответствия диаметров втулок.

========================================

Самое лучшее, что можно сделать с родным бриджем оффсета - заменить его на хипстерский бридж Mastery.



Он прекрасно сконструирован, садится в штатные фендеровские втулки с минимальным зазором (есть версии на американца и на японца, у них разные втулки) и очень украшает гитару. Но стоит он чудовищных денег, да и продается - на момент написания поста - только за бугром.

========================================

А нам-то надо здесь и сейчас. И подешевле.

Поэтому не прекращаются попытки как-нибудь устранить шатание бриджа на оффсете. Чаще всего надевают термоусадочную трубку, я тоже раньше надевал - да, мне стыдно. Регулярно встречается намотанная вокруг опор бриджа изолента или фольга. Конечно, это все не то. Шатко, ненадежно. Не хочется туда пихать ничего, кроме металла. Но почему-то металлических трубочек с нужными внешними и внутренними диаметрами никто не продает. Хотя предприимчивый токарь легко заработал бы некоторое количество денег, продавая такие трубочки в тематических сообществах. Ау, токарь!

========================================

Внутренний диаметр втулок японского оффсета - 8 мм.
Диаметр опор - 6 мм.
Стало быть, нужно нарастить миллиметр по радиусу. Разумеется, сразу хочется найти где-нибудь втулку с соответствующими диаметрами. Или человека, который такую втулку выточит.

У меня пока нет токарного станка. Зато есть куча латунных трубок разных диаметров из леруа-мерлена. Или из ОБИ, или из крепмаркета. Короче говоря, их легко купить в крупном строительном магазине. Стоят недорого. Я покупаю просто на всякий случай, авось пригодятся.

Случай настал, когда в мастерской возник очередной джаг-станг. Я печально шевелил его бридж туда-сюда и тут до меня дошло, что нужная мне втулка не обязательно должна быть какого-то определенного диаметра.

Среди моих трубочек нашлась одна с внешним диаметром 6, а внутренним около 5,1—5,2. То есть толщина ее стенки составляет чуть меньше 0,5 мм.



Бор-машинкой отпилил от нее пару кусочков, предварительно сделав продольный разрез:


Дальше их надо слегка разогнуть, расширить, чтоб налезли на опоры бриджа. Для этого я пользовался сверлами на 5,5 и 6 мм: просто набивал втулки на хвостовик. Латунь и сосна много мягче любой стали, так что за сверло в данной ситуации можно не волноваться.





Прежде чем надевать втулки, пришлось снять маленькие наплывы хрома с концов опор:



Первая пара надета. Диаметр опор увеличился до 6,9 мм. Приятно, что втулки слегка подпружинены вокруг центра и плотно обхватывают опоры.



Вторая пара расширяется до 7 мм и надевается точно так же. Втулки закрывают больше 2/3 окружности, так что сидят очень надежно.



Поставил бридж обратно. Теперь он шатается не больше, чем стандартный тюноматик.



Бридж нормально регулируется по высоте. Втулки можно заметить снаружи, но это не страшно. В собранном виде:



Процедура занимает минут 15. А радости на всю жизнь.

Думаю, что заколхозить что-то подобное на американском оффсете тоже легко, но пока проверить не довелось.
Tags: апгрейд, бридж, металлообработка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments