Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Сумасшедший ремонт дважды ломаной головы Gibson

Этот Gibson принесли в мастерскую с обычной проблемой - трещиной на затылке.



Рассматриваю ее повнимательнее:



Вижу много странного. Во-первых, в «шею» грифа вставлена пара шипов (хорошо заметно, как трещина огибает край правого). Они немного «вылезли» под лаком, их границы можно разглядеть в отраженном свете. Собственно, даже на фото эти границы неплохо видно.

Во-вторых, толщина и структура ЛКП совершенно нехарактерны для «гибсона». Особенно примечательно, что в районе шеи красный полупрозрачный тон постепенно переходит в «глухой», сплошной цвет:



Короче, все уже догадались, что этот гриф клеили и раньше - причем вроде как по-серьезному, с усилением, с перекраской. Чтобы выяснить, почему усиление не уберегло гриф от очередной трещины, нужно ободрать покрытие. А чтобы ободрать покрытие, нужно сперва склеить трещину, чтобы при обдирке в нее не сыпался мусор. Чем и займемся.

Трещина открывается очень слабо, а сходится без зазоров, так что я просто проливаю ее thin-суперклеем и затягиваю веревкой (что за веревка - см. в посте про другой гибсон)



Вот теперь можно взять жесткую циклю и показать все, что скрыто.



Неизвестные герои положили толстенный слой полиуретанового лака прямо поверх родного покрытия! Едем дальше:



Кленовые фрагменты наконец-то показались целиком. Это, в принципе, классическое усиление вставками (их часто называют «лонжеронами»), но в данном случае его почему-то не хватило.

Итак, моя задача проста: укрепить голову максимально, даже если придется пожертвовать внешним видом, который и без того попорчен предыдущим ремонтом. Причем усиление "внутренней" пластиной тут подходит плохо, потому что, во-первых, шея здорово ослаблена кленовыми вставками (а пластина доходит до только до торца накладки), а во-вторых, хочется эти вставки как-то спрятать. Решение очевидно, хотя и несколько радикально: я приклею толстую жесткую пластину на голову сзади.

Начал я с того, что спилил с затылка примерно три миллиметра красного дерева. Обычной японской ножовкой. Процесс уже был описан в предыдущих отчетах (хотя там я пилил со стороны морды), тут все делается так же. Единственный нюанс - рез заканчивается там, где затылок начинает переходить в шею. Дальше работаю ножами, циклей и стамесками.



Тут-то и выясняется удивительная вещь. Внимание на фото снизу: видите эти щели? Трудно поверить, но у работников уважаемой гитарной мастерской (названия которой я, конечно, никому не выдам) не нашлось должного количества клея, чтобы приклеить свои чудесные кленовые вставки. Вот поэтому усиленная ими голова и треснула повторно. Ну не мудаки?



Продолжаю равномерно, без ям, снимать материал. Конечная цель - вывести "язык" на гриф. На словах это толком не объяснить, смотрите фотографии :)



Работа идет в основном циклей. Помимо всего прочего, требуется вывести толщину головы по всей площади и добиться того, чтобы "язык" шел точно по центру грифа, без завалов. Перехожу на шкурку на жестком бруске. Упираюсь в паз анкерной гайки (пятнышко между кленовыми вставками):



Ничего страшного в этом нет, но дальше рыть уже не имеет смысла. Вышлифовываю всю поверхность 150-й шкуркой.



Щели по краям вставок удачно забились древесной пылью - прокапываю их текучим суперклеем (на фото клея еще нет):



Снимаю профиль затылка - он будет служить ориентиром при подготовке пластины, которую я собираюсь приклеивать:



Моя пластина - трехмиллиметровая дощечка из какого-то чудовищно жесткого тропического дерева. Рисунок волокон напоминает обычное mahogany, вроде того, из которого сделан этот "гибсон", но цвет значительно темнее. Я использую именно такой материал, поскольку в данном случае прочность имеет приоритет над внешним видом. В случае менее поврежденной головы можно было бы приклеить максимально близкую по цвету деревяшку.

Грубо обрезав пластину по форме головы, иду в соседнюю мастерскую.



Там меня встречает прекрасный акустический мастер Юра Андрианкин. Минут десять мы с ним гнем пластину "на трубе" (такая труба используется для предварительного сгибания обечаек акустических гитар; фактически, это просто цилиндрический утюг). Дело нехитрое, главное - регулярно смачивать пластину водой и никуда не торопиться. Прогресс легко отслеживать, сравнивая профиль пластины с профилем затылка. Я делаю угол чуть более острым, чем требуется. Это облегчит склейку: достаточно будет прижать края пластины, чтобы центр прижался сам.



Получается вот что:



Я немного подпалил сгиб, но это не страшно, большая часть сошлифуется.

Смываю выступившие на поверхности маслá растворителем:



Несмотря на изгиб, пластина сохранила свою жесткость и упругость. Ее очень трудно согнуть и она сильно пружинит, поскольку волокна древесины идут прямо через сгиб, без разрыва:



Прикидываю, как прижать пластину:



Клею:



На следующий день убираю струбцины и начинаю снимать материал:



Самое интересное место - это переход шеи в гриф (интересно, как это перевести на английский?.. Под шеей я понимаю переход между грифом и головой). Им логично заниматься в последнюю очередь.



Покрытие грифа я не жалею, тут все равно все обдирать и перекрашивать.



Гриф обрабатывается сперва ножами и стамесками, затем циклей и только потом шлифовальной бумагой.



Вообще, хорошая цикля - это настоящее чудо. Обычная стальная полоска снимает материал как хороший рубанок, оставляя после себя очень аккуратную поверхность. Присмотритесь к цикле, пацаны. И еще внимательнее присмотритесь к инструменту, которым вы наводите заусенец. Я раньше делал это ручкой от советских тисков и вроде неплохо жил. А потом мне Андрианкин дал попробовать специальную палочку, выточенную из напильника - и я буквально ПРОЗРЕЛ, потому что заусенец после этой палочки вышел такой могучий, что цикля стала работать на порядок эффективнее. В общем, цикля - это большое искусство, любите ее.



Работа приятная и на удивление несложная. И, пожалуй, никаких фрезеров. Со временем начинаешь ценить покой - отсутствие пыли и шума - и проникаешься тихим кайфом всех этих ножиков и рубаночков. Даже если бы я поставил на эту голову фрезер, воткнул в него фрезу с подшипником и обвел бы по контуру головы приклеенную пластину, мне бы все равно пришлось потом все это вышлифовывать начисто. Да и время на доставаниее фрезера из чемодана, установку фрезы, регулировку высоты, подключение пылесоса и одевание намордника требуется немалое - я быстрее руками все срежу. А еще фрезером можно так облажаться...



На углах легко сколоть краешек пластины, нужно работать очень осторожно.



Язык начинает принимать окончательную форму. Я внимательно слежу за тем, чтобы толщина грифа не изменилась относительно оригинала.



Вот он после окончательной шлифовки (и еще я весь гриф спиртом протер, чтобы по бликам видеть грани):



Осталась небольшая подпалина, но гриф планируется сильно затонировать в районе шеи, так что ничего страшного в ней нет. На самом деле, при необходимости можно было бы еще пошлифовать это пятно или даже потравить его отбеливателем для древесины.



Кажется, я что-то забыл.



А, вот: убираю паяльником капли эпоксидки из отверстий под колки.



Осторожно досверливаю их через пластину. Самым правильным вариантом является очень медленное сверление на высоких оборотах маленьким сверлом (около 5 мм), а затем расширение отверстия разверткой со стороны пластины - иначе неизбежны сколы.



Дальше, по идее, должны быть еще страниц десять об обдирке и покраске грифа, но все осталось за кадром, потому что эти дела я отдал одному знакомому маляру, настоящему мастеру своего дела. В тяжелую покраску я пока особо не лезу, там своя атмосфера, нужны специфические инструменты и навыки. Пока что легче дать денег.

Вот гриф из покраски, но до финишной шлифовки и полировки:



Самое палевное место сильно затонировано, и без специальных усилий не вызывает интереса (учитывайте еще, что это под ярким светом):



А вот уже после шлифовки и сборки.





(пыли, блин, нападало)



Все готово, спасибо за внимание.



А, и вот еще что, самое главное забыл:

Tags: ЛКП, большой красивый пост, древесина, накосячили, опять гибсон с отломанной головой грифа, ремонт, склейка
Subscribe

Posts from This Journal “опять гибсон с отломанной головой грифа” Tag

  • Гравитационное стягивание трещин

    Вот трещина грифа на Gibson SG 73-го года: Трещина сходится без зазоров, так что проблем при склейке, вроде бы, быть не должно. Тем не менее,…

  • Гибсон

    Прекрасный читатель из вконтактика нафотошопил тематический коллаж: Источник вдохновения:

  • Лучший метод стягивания отломанной головы веревкой

    (отличный заголовок, да) О "веревочном" способе все уже писали. Форд на frets.com: Я в тексте про простую склейку грифа: И в тексте про…

  • Удивительный лак на новом Gibson

    Смотрите, какой волшебный бывает лак. На гитаре за 2000$, если не больше. Да, это фабричный. Конечно, вы мне не поверите, но зачем мне вас…

  • My blade has changed

    К разговору о дук-дуке и цикле: вот как работает заусенец на тыльной стороне лезвия. Если раньше я после стамесок и ножей сразу переходил на шкурку…

  • Вклейка пластины в голову грифа на прозрачном лаке

    В оригинальном отчете такой ремонт был рассмотрен на примере гитары с непрозрачным покрытием. Принципиальных отличий из-за этого, конечно, нет, зато…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments