Миша Тиунов (mux22) wrote,
Миша Тиунов
mux22

Замена гибсоновской 10мм-механики на винтажную типа Gotoh SD-90

Ну да - "gibson" уже не тот, что раньше. По крайней мере, в смысле колковой механики. Знаменитые "Kluson" с пластиковыми рукоятками давным-давно не используются в стандартных моделях. Вместо них мы имеем на современных "гибсонах" интересную механику, являющуюся странным гибридом упомянутых "клюсонов" и современных герметичных колков. От первых остались зеленоватые рукоятки и прямоугольный корпус с креплением на два шурупа, а от вторых - фиксация штока через гайку. На этой фотографии родной колок Gibson на заднем плане, а современный клон "клюсона" Gotoh SD-90 с надетой втулкой - на переднем:


(самые внимательные читатели заметят, что это не обычный SD-90, а локовая модификация Magnum - но это не имеет отношения к содержанию поста)

Различий в креплении тыльной стороны колка нет вовсе - и там, и там вкручивается пара шурупов. Зато сильно различается метод фиксации штока. У "гибсоновских" колков он такой же, как и большей части современной механики - с лицевой стороны головы грифа надевается гайка через шайбу, которая "стягивает" колок и прочно фиксирует его на грифе, а заодно удерживает шток от прогиба. Что же касается "готоха", то на нем никаких гаек не предусмотрено, а шток фиксируется втулкой, которую вбивают или впрессовывают в дерево с лицевой стороны головки.

Довольно часто приходится ставить вместо родной гибсоновской механики такую вот псевдовинтажную (например, если заказчику хочется локовые колки, а менять внешний вид не хочется). К сожалению, посадочный диаметр у этих типов колков не совпадает. Втулке нужно отверстие около 9 мм в диаметре, а под "гаечную" механику обычно сверлят 10. Чересчур широкое отверстие можно заклеить и просверлить заново (ободок втулки закроет лишний миллиметр). Но есть и другая проблема - лак у "гибсона" мягкий, толстый и гнусный, а потому на нем отлично отпечатываются широченные следы от шайб родной механики. И это практически новая гитара, прошу заметить:



Вложив втулку от новой механики на место старой, можно получить представление о масштабах бедствия:



Это, конечно, ваще бида и огорчение.
Но есть простой и изящный способ решения этой проблемы. Достаточно взять шайбу от родного колка и чуть-чуть расширить отверстие в ней - так, чтобы сквозь нее с минимальным зазором проходил стакан втулки. Кстати, такое расширение столь мало, что не помешает использовать эту шайбу с "ее" родной механикой :



Теперь надо снять заусенцы с шайбы и соединить ее с втулкой двумя мельчайшими капельками суперклея (по внутреннему ободу шайбы) - их легко будет разъединить, если что. Теперь примерка смотрится гораздо лучше:



На самом деле, если не знать, что это два разных элемента, эту конструкцию легко принять за цельную втулку с широким ободом! Что ж, дорабатываю тем же способом остальные пять втулок:



Теперь надо заняться сужением посадочных отверстий. Сперва вычищаю из них старый лак и грязь:



Затем уменьшаю диаметр 12-мм шканта так, чтобы он входил в отверстие с небольшим натягом (такой вот у меня токарный станок):



Нет никакого резона делать вставку длинее, чем глубина погружения втулки, это только усложнит дальнейшую обработку, без всякой пользы. Поэтому замеряю эту самую глубину:



Отрезав от шканта кусок нужной длины, накалываю его на шило и вставляю в отверстие, предварительно нанеся на стенки чуть-чуть пятиминутной эпоксидки.



Эпоксидка тут хороша тем, что ее излишки очень легко убрать даже с нитролака (пока смола не застыла, разумеется). Убирать удобно слегка влажной ватной палочкой.



Выждав пару часов, я сверлю новое отверстие сверлом по дереву:



Надо сказать, что посадочный диаметр втулки не кратный половине миллиметра, так что приходится подгонять отверстие разверткой. Стучать молотком по "гибсону" - последнее дело, вжимать втулки лучше всего мощными однорукими струбцинами. Втулка должна садиться плотно. Для гарантии можно капнуть немного суперклея на стенку отверстия перед установкой втулки. Плотная посадка гарантирует. что шайба на верхушке втулки не отцепится и не будет дребезжать. Вид сзади:



Повторив все эти процедуры еще пять раз, прибравшись и поставив струны, получаю вот такую чудесную картину:





Думаю, у хозяина гитары не возникло бы никаких вопросов, даже если бы я ничего ему не рассказывал.

Два слова о судьбе шайб родной механики (я же нарушил ее комплектность!). Во-первых, на любой китайской механике стоят практически такие же шайбы, так что в любой мастерской их валяется немеряно - можно даром отсыпать. Во-вторых, мало кто продает родную гибсоновскую механику, репутация у нее несколько эээ противоречивая. Ну а если захочется поставить ее обратно на инструмент - вполне можно использовать все те же родные шайбы :-)

Такая вот заморочка. Кстати, в природе существуют специальные переходные втулки Gotoh, чей посадочный диаметр равен 10 мм. Увы, от проблем с помятым лаком они не спасают.
Tags: колки, ремонт
Subscribe

Posts from This Journal “колки” Tag

  • Замена золотой фурнитуры на никелевую без замены фурнитуры

    Вот, скажем, приехал винтажный звукосниматель с позолоченной крышкой, и надо его поставить на гитару, где все остальное железо - хромированное или…

  • Размечаю затылок под Sperzel

    В комплекте с новыми колками Sperzel идет картонный шаблончик для сверления вспомогательных отверстий. Если его почему-то нет, то можно просто…

  • Колки не держат строй

    Здравствуйте! Друг посоветовал обратиться к Вам. Имеется гитара ESP Horizon NT-II (без тремоло). Требуется: 1) Заменить стоковые колки (Gotoh) на…

  • Как вытащить пипки от колков

    Вот, например, нужно снять старые "винтажные" колки и поставить вместо них стандартную герметику с гайкой сверху. Колки-то обычно без проблем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments